К родителям в Крым
(новелла)
Снова лето в зените, и опять начались мучительные раздумья – ехать или не ехать к родителям в Крым? В прошлом году не ездили, было страшно вспоминать поездку 2023 года. Они тогда тоже долго сомневались, ехать ли им к родителям в Крым? До 2013 года ездили туда и обратно на поезде. После 2014 года летали на самолетах, но с февраля 2022 года, в связи с проведением на Украине специальной военной операции, аэропорт Симферополя был закрыт.
Летом 2023 года в новостях передавали, что украинские беспилотники периодически атакуют города и поселки Крыма, поэтому были в душе сомнения – ехать туда или нет. В прежние годы они вылетали в Крым в начале июня, сразу же после окончания дочерью учебного года. А в последние два года, когда открыли Крымский мост, ездили на машине, им понравилось, очень удобно.
Уже наступил июль, но выехать на машине в Крым они не решались, многократно звонили туда матери. Та говорила, что в Евпатории и в селе, где они живут, все спокойно, многие пляжи на море открыты, люди живут обычной мирной жизнью.
Наконец, в средине июля решились выехать. К поездке начали готовиться за неделю. Муж тщательно обследовал машину, она отбирала то, что надо захватить с собой. Собака забиралась в переноску, видя домашнюю суету при подготовке к поездке, боясь, как бы ее не оставили, подолгу сидела в своей переноске.
Выехать решили рано утром в субботу, но по интернету пошли новости, что перед Крымским мостом со стороны Тамани стоят большие очереди, порою свыше 10 километров, кругом степь и очень жарко. Решили перенести поездку на понедельник, выехали в 5 часов утра. Проехали около 300 километров, когда по интернету узнали, что украинцы морскими беспилотниками подорвали Крымский мост, два его пролета рухнули в море, проезда по мосту нет. Не останавливая машину, стали думать, рассуждать и спорить, что делать: возвращаться обратно в Москву или ехать дальше. Решили доехать до Ростова-на-Дону, остановиться в гостинице, а утром принять решение.
Поехали дальше, на связи с ними была племянница, которая передавала последние новости по телефону, да они и сами просматривали их по интернету, когда была такая возможность. Ночь ночевали в гостинице вблизи Ростова-на-Дону.
Руководство Крыма предлагало всем туристам и отдыхающим ехать по «сухопутной дороге» через новые российские территории: Донецкую, Запорожскую и Херсонскую области. «Сухопутная дорога» шла от Ростова-на-Дону через Таганрог, Мариуполь, Приморск, Мелитополь, Новоалексеевку на Джанкой.
Этот путь был небезопасным, так как украинцы обстреливали территории новых российских регионов. Особенно против этого маршрута была их 14-летняя дочь, которая говорила, что ей страшно.
Мужа больше всего волновали пропускные пункты, так как машина была полностью груженая с верхом, а на этих пунктах требовали все из машины выгружать, а после проверки – снова загружать. Утром узнали новость, что по Крымскому мосту открыто реверсивное движение по одной полосе рядом с подорванным участком дороги длиной 800 метров. Приняли окончательное решение ехать дальше через Крымский мост.
От напряжения и волнений все устали, остановились на ночь в Темрюке в частном отеле. Сходили на Азовское море, искупались, отдохнули, чтобы назавтра рано утром ехать дальше. Но следующим утром узнали, что украинские националисты взорвали полигон в Кировском районе Крыма, из-за пожара перекрыта часть дороги «Таврида». Пришлось оставаться в Темрюке еще на одну ночь.
В Крым из Темрюка выехали в 5 часов утра, около 6 часов были у моста, она с дочерью прошла осмотр, а муж поехал ставить машину для досмотра на сканере. Потом сформировалась колонна из проверенных машин, и в сопровождении машины ГИБДД она проходила участок в 800 метров, после чего шла колонна машин в обратном направлении. Вся процедура проверки заняла около получаса. Через трое суток с небольшим, они были уже у родителей, где их заждались и встречали со слезами на глазах.
От поездки отходили двое суток – отсыпались, отдыхали под заботы родителей. Потом началась их работа через интернет, так как по договоренности с руководством, они должны были отработать таким способом три недели, и потом две недели отдыхать.
Первые три недели пролетели незаметно, через две недели им надо было возвращаться обратно в Москву. О том, как ехать обратно, пока вслух не говорили, возможно, каждый держал эти мысли у себя в голове.
По вечерам после работы ездили на море, с собой брали отдыхавшую у родителей её младшую сестру. Когда наступила первая неделя отпуска, на море находились каждый день с полудня и до вечера.
Время пребывания в Крыму всегда богато семейными событиями. В последнее воскресенье июля каждый год отмечали День Военно-Морского флота, так как её отец три года служил на флоте, а дома его ждала невеста. С ней он дружил с ранней юности больше трех лет. Отец вернулся домой отличником Военно-Морского флота в звании старшина первой статьи, с медалью «За воинскую доблесть. В ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Сыграли свадьбу, родились три дочери, она – средняя из них. Сейчас родители уже давно на пенсии, шестнадцать лет назад купили домик в Крыму, а вместе они уже 53 года.
На день Военно-Морского флота она с мужем заказала в подарок отцу большой мангал с художественной резьбой и разными полками для дров, посуды, шашлыков.
Потом было второе событие – 4 августа вся семья поминала бабушку по материнской линии, ей исполнилось бы 103 года, но судьба отвела ей всего 26 лет жизни. Она умерла во время родов, был религиозный праздник Успенье, врачи напились пьяными и не спасли роженицу. Новорожденная дочь выжила, её выкормили козьим молоком и воспитали бабушка с тетей – сестрой матери. Отец рожденной девочки женился на другой женщине и в воспитании дочери никакого участия не принимал. В этот день, 4 августа, они пили крымское виноградное вино, вспоминали ту, которую никто никогда не видел, но знали по фотографиям и воспоминаниям родственников.
10 августа был день рождения её самой, отмечали его в одном из кафе Евпатории. С 2010 года сама по себе родилась традиция отмечать её день рождения в Крыму. Отмечали всегда в разных кафе и ресторанах города, в прошлом году пробовали грузинские закуски, в этом году – местные, евпаторийские. После ужина родители и младшая сестра уехали на такси домой, а она с мужем и дочерью на трамвайчике доехали до музея «Гёзлёвские ворота» и там гуляли по старому городу.
Почти месячное их пребывание в Крыму пролетело незаметно, последнюю неделю отпуска оставили на обратный путь с заездом в Коктебель. Неизвестно, сколько времени они потратят на обратный путь, ведь сюда добирались более трех суток.
На день рождения матери, которое отмечается 28 августа, остаться они уже не могли. Накануне отъезда преподнесли родителям два сюрприза. Во-первых, они купили им недельную путевку с 28 августа в один из лучших санаториев Евпатории, что на берегу моря. Деньги на путевку вложили все три дочери и старшая работающая внучка. Во-вторых, они купили путевку в тот же санаторий на эти же дни матери её мужа, чтобы сваты могли больше пообщаться друг с другом.
От родителей они выехали в средине августа, чтобы побыть в Коктебеле, где забронировали номер в гостинице на две ночи, побродить по волошинским местам. В день приезда в Коктебель и во второй день они гуляли по поселку, посетили музей Волошина, купались в море, загорали на каменистом пляже. Но Крым их не отпускал, продлили свое пребывание в Коктебеле до конца недели.
На третий день вдоль морского побережья ездили в город Судак, где она первый раз побывала 20 лет назад. После того три года подряд в оздоровительный комплекс «Судак» приезжали на отдых во время отпуска родители, пока они не купили свой дом в одном селе недалеко от Евпатории.
В этот раз они в Судаке посетили крепость, бродили вдоль горы, где снимали кадры кинофильма «Мастер и Маргарита», купались, загорали. Еще один день посвятили поездке из Коктебеля в Феодосию, чтобы ближе познакомиться с городом. Правда, картинная галерея Айвазовского тогда еще была закрыта на ремонт.
Домой выехали в пятницу рано утром, осмотр перед Крымским мостом прошли быстро, очередь была небольшой. На материке во многих местах шел ремонт дороги, приходилось стоять в пробках. К вечеру добрались до Миллерова, где остановились на ночь. В субботу выехали из Миллерова в 8 часов утра и уже около 6 часов вечера были в Москве. В понедельник она и муж вышли на работу.
В сентябре она часто звонила родителям, спрашивала, как они отдыхают в санатории. Они ей говорили, что проживая все теплое время года в Крыму, 16 лет не отдыхали в санаториях или пансионатах. Занимались, то строительством летней кухни и бани, то ремонтом дома, то садом и огородом.
Когда-то раньше они отдыхали «дикарями», бывали в советских и постсоветских домах отдыха и пансионатах. Им запомнились обеды и ужины по заказу при выборе из двух блюд. Тогда важнее всего было море, солнце и отдых. Они бывали в Сочи, Геленджике, Судаке, Феодосии, Алуште. Особенно много впечатлений им оставил отдых в Болгарии на «Золотых песках», что в городе Варна. Каждое утро там специальная машина просеивала песок, он был чистым, без окурков и остатков еды и мусора, как было тогда на российских пляжах. На ужин был «шведский стол», что для ее родителей в 1990-е годы было удивительным.
А в этом году тишина, покой, уют, улыбки персонала встретили их сразу же за воротами санатория. Оформление шло минуты и сразу на обед. На завтрак, обед и ужин был шведский стол, выбор такой, что сначала разбежались глаза. Одних салатов около 10 видов, 4-5 первых блюд и не менее 10 видов вторых блюд. В придачу к ним разные напитки, а также чай, кофе, выпечка. И как непременный атрибут во время каждого обеда – бокал красного или белого местного крымского вина.
Очень поразило то, что после регистрации и обеда был вызван электромобиль, чтобы отвезти престарелых родителей до корпуса, хотя пройти до него нее более 100 метров. Двухместный номер с кондиционером, телевизором, душем, чистейшим бельем на кроватях, полотенцами и халатами.
Поселившись в номере, они отправились к врачу для назначения лечения. Лечение в санатории проводится по шести ключевым направлениям. Специалисты санатория разработали 11 программ для лечения различных заболеваний. При первичном приеме врач назначил необходимые процедуры по базовому лечению. Часть из них бесплатная, другая часть – за умеренную плату.
Немного отдохнув, они пошли на море, до которого не более 50 метров. Песок на пляже просеян и чист, как когда-то в Болгарии. Много шезлонгов, душ, рядом с морем бассейн, внимательные спасатели, а с 16 часов аниматор приглашает детей и взрослых на разные игры, соревнования и мероприятия.
Ее родители смотрели на жизнь так, как раньше смотрели на нее, бывая после открытия «железного занавеса» в других странах. А побывали они в Болгарии, Венгрии, Финляндии, Эстонии. Другими глазами смотрели и на Евпаторию, где нередко бывали на центральном пляже и других пляжах города. Первый раз они ездили отдыхать в Евпаторию в августе 1975 года, брали с собой пятилетнюю старшую дочь. Жили на квартире у хозяйки в пятиэтажном доме недалеко от вокзала, за линией. Питались утром и вечером в столовой, что возле вокзала, выбор был небольшой – жареная докторская колбаса с макаронами, котлеты с жареной картошкой, да куры и пирожки с чаем. На обед покупали фрукты и что-нибудь в пляжных буфетах, отстояв большую очередь.
Но накупались и позагорали тогда вдоволь, с трудом находя свободное место на пляже. Хорошо, что встретили знакомых из своего областного центра, которые жили недалеко от моря, и занимали по утрам им место на пляже. От солнца тогда укрывались простынями, которые натягивали на короткие колышки.
А сейчас в один вечер они ходили на центральный пляж и оттуда видели санаторий, где отдыхали, особенно хорошо был виден дом Терентьева, который теперь назван «Графский корпус». История санатория берет начало именно с дома и имения Терентьева.
В «Вестнике Евпаторийского краеведческого музея» № 6 за 2009 год, переданном её отцу директором музея Т.Е. Придневой, есть перепечатанная из сборника «По Крыму» за 1916 год, статья В. Штифтаря «Дачный архитектурный пейзаж Евпатории». Тогда, в 1916 году, автор писал: « На повороте приморского шоссе на 3-ей Продольной улице стоит прекрасный особняк – дача Млинарича «Марикино», одна из первых в Евпатории…
Несколько далее стоит другой роскошный дом-особняк, дача Терентьева. Самая высокая из береговых построек в три этажа с открытыми террасами на море. В стиле постройки есть античные мотивы. Особенно резко античный характер постройки выражен в третьем этаже. Белый корпус постройки живописно выделяется на темно-синем фоне моря, берег которого здесь образует незначительный залив. Дача недавно построена, чувствуется недостаток зелени».
После установления в Крыму советской власти все имущество дачи Терентьева было национализировано. С 1925 года в здании дачи располагался детский санаторий туберкулезного профиля «Маяк» Харьковского облздравотдела. В 1928 году детский санаторий «Маяк» был переименован в санаторий «Имени 10-летия Октября», вмещал до 100 детей. В 1933 года в здании дачи Терентьева расположился второй санаторий «им. Красных партизан», который принимал на лечение взрослых.
Во время Великой Отечественной войны здание дачи Терентьева практически не пострадало и это позволило в послевоенное время открыть в здании дачи санаторий «Пролетарий», который в 1956 году был объединен с санаторием «Пионер» (ныне – «Орленок»). С1960-х годов дача Терентьева использовалась, как один из лечебных корпусов детского пансионата.
Сейчас в санатории отдыхают и проходят лечение, как взрослые, так и дети. Особенно много отдыхающих по социальным путевкам из Москвы, Ханты-Мансийского округа и других мест. Её родителям так понравился этот санаторий, что они отдыхали там и в прошлом году, 2024 году, и нынче собираются опять купить путевку туда.
Опять лето в зените, она много разговаривала с родителями по телефону, и с мужем приняли решение – в этом году обязательно ехать к родителям в Крым. Их дочь обрадовалась – ура, нынче едем в Крым!